Оригинальный материал Рабанит, муфтий и служители христианских церквей — о жизни и вере в Екатеринбурге был опубликован в The Village Екатеринбург (сайт заблокирован на территории РФ Роскомнадзором). Текст: Ирина Корнеевская, Фотографии: Сергей Потеряев
О воспитании в семье раввинов
Мои родственники со стороны отца — из Риги. Дедушка был главным раввином Прибалтики, а его родной брат — главным раввином центральной синагоги в Риге. Там его и расстреляли фашисты. Родственники со стороны мамы — из Мукачево (город в Закарпатской области Украины, — Прим. The Village). Дедушка и бабушка пережили Холокост, прошли Освенцим и с божьей помощью вернулись на родину. Дедушка и там был главным раввином и главным судьей еврейской общины. Он потерял в концлагере свою первую семью и, вернувшись, встретил мою бабушку. Они построили новую жизнь, родилась моя мама. Позже дедушка провел несколько лет в сталинских лагерях, куда его отправили просто потому, что он был раввином. После его освобождения они переехали в Израиль. Там встретились мои папа и мама.
У моего мужа, раввина Зелига Ашкенази (главный раввин Свердловской области, — Прим. The Village), — великая, известная среди евреев семья. Один его прадедушка был главным раввином Владивостока. Другой участвовал в формировании и развитии общин в Иерусалиме, а дедушка — в Тель-Авиве во время и после Второй мировой войны. Это истории с огромным количеством деталей — и все они для меня объединяются в единое целое.
У евреев принято выходить замуж за рекомендованного человека из уважаемой семьи, о корнях которой многое известно. Когда молодые евреи выбирают себе супруга, у них спрашивают, что для них важно в человеке, чтобы найти подходящего. Потом предлагают паре встретиться, а дальше — молодые люди сами решают, продолжать ли общение и создавать ли семью.
Я встретила своего мужа в Израиле, когда мне было 20 лет — он старше меня на два с половиной года. Семья Ашкенази — очень известная. Мы знали о том, как жили 15 ее поколений, представляете? И были уверены, что это очень надежные люди. Для евреев этот факт имеет большое значение. Кроме того, мама моего будущего мужа была моей преподавательницей в институте, а с его сестрой мы дружили. Однако самого Зелига до знакомства я не видела, так как он учился за рубежом.
Когда я увидела Зелига, сразу поняла, что это мой человек. У нас оказалось очень много общего, мы легко нашли общий язык. Ко времени нашей встречи мы оба пришли к тому, что не хотим жить спокойной жизнью в Израиле — были готовы отдать что-то миру. Для каждого из нас условием совместной жизни была готовность уехать куда-то, чтобы работать для общества. Мы оба этого хотели, поэтому решили быть вместе.
Желание отдавать себя другим глубоко заложено в наших корнях. И мой муж, и я выросли в семьях, где было несколько поколений раввинов. Моих родителей 40 лет назад позвали в еврейскую общину Берлина, где они работали на благо людей. С детства я видела, как люди отдают себя обществу. Деньги не были для них главной ценностью, и я видела свою жизнь только такой.
Как появился центр для еврейской общины Екатеринбурга
У нас был выбор: ехать в маленькое тихое местечко или в большой, но непростой город. В Екатеринбург нас пригласили главный раввин России Берл Лазар и местная еврейская община. Мы были молоды и согласились — посчитали непростое место интереснее.
Я люблю Екатеринбург, но жить здесь очень сложно. Во все, что делаешь здесь, нужно максимально вкладываться и постоянно бороться с препятствиями, чтобы получить результат. Когда мы приехали, у евреев в городе не было ни кусочка земли, на котором можно было бы построить синагогу (строительство синагоги по улице Куйбышева стартовало в 2002 году, открытие состоялось в апреле 2005 года, — Прим. The Village). Однако мы двигались вперед с огромной поддержкой местной общины.
Одной синагоги в Екатеринбурге достаточно — здесь не так много евреев. Еще не все поняли, что могут прийти в синагогу: после трудных советских времен люди до сих пор живут в страхе. Мы говорим: «Не бойтесь, приходите, КГБ не будет встречать вас на входе». Есть и те, кто думает, что синагога принадлежит какому-то направлению в иудаизме. Но Тора одна, еврейство одно. Синагога открыта для всех — и это больше, чем место для молитв. У евреев нет понятия «храм». Главное место — это Стена плача в Иерусалиме, а синагоги по всему миру — это ее представительства, места с божественной энергией. Там в определенное время для молитв выносят Свиток Торы. В синагоге мы проводим занятия для детей, отмечаем праздники, дни памяти. У нас есть благотворительные программы, библиотека, молодежный клуб.
Я люблю Екатеринбург, но жить здесь очень сложно. Во все, что делаешь здесь, нужно максимально вкладываться и постоянно бороться с препятствиями.
То, что мы делаем, связано не с религией, а с самой жизнью. Раввин — это человек, который каждый день решает множество жизненных вопросов, с которыми обращаются члены общины. Раввинское образование, которое получил мой муж, позволяет ему высказывать мнение и давать советы — оно, можно сказать, содержит в себе несколько образований, которые широко охватывают все сферы жизни. К моему мужу обращаются мужчины, ко мне как к рабанит — женщины.
Я веду большую общественную работу — образовательную и культурную. Общаюсь с людьми разных возрастов и помогаю с вопросами, связанными с разными этапами жизни. Начало — это рождение ребенка и его воспитание. Я веду занятия для женщин, на которых рассказываю, как правильно, согласно Торе, воспитывать ребенка. Работаю со школами, которые хотят быть ближе к еврейству. Мы много общаемся со средним и старшим поколением. И, когда люди уходят, мы проводим специальные похоронные обряды.
Женщины обращаются ко мне с самыми разными вопросами. Они пишут: «Хана, пожалуйста, найдите время для меня. Хана, давайте встретимся, хочу рассказать вам о своей идее». Мы разбираем любые вопросы: кто-то покупает машину, кто-то женится или разводится. Это жизнь. Люди хотят услышать искренний совет, которому они могут уверенно последовать. Если я не знаю ответа сразу, беру время и разбираюсь, как Тора смотрит на этот вопрос. Знаний никогда не может быть достаточно, и мы продолжаем учиться. Решение проблем людей — наша основная работа. Мы хотим сделать местную общину крепкой, чтобы людям было комфортно и хорошо жить в Екатеринбурге.
Как жить по заповедям Торы в современном мире
Евреи не используют слово «религия». Словосочетание «религиозный еврей» — неграмотное. Я — еврейка, которая знает и соблюдает законы Торы. Религия — это то, что человек может для себя выбрать. А если ты еврей — у тебя нет выбора, ты не поменяешь свою ДНК. Можешь только решить, как глубоко ты открываешь для себя свое еврейство. Ему нужно радоваться и познавать — благодаря этим знаниям человек открывает для себя жизнь.
3 300 лет назад в Торе была заложена вся первая наука, которая тогда появилась. В книге говорится о математике, физике, химии — просто информация подана особым образом. Для того, чтобы понять и разобраться в этом, нужно приложить много усилий. Изучать Тору нужно с утра до вечера — это великий труд. Один из дедушек моего мужа был банкиром; каждый вечер, приходя с работы, он садился изучать Тору. Проработав в банке много лет, он сказал, что мечтает бросить работу, чтобы все время проводить за изучением Торы. Слава богу, в наши времена все легко могут читать и узнавать об этом — все доступно.
Тора просит, чтобы мы по максимуму использовали мир и открыли все его богатства. Она раскрывает человеческий потенциал. Когда что-то мешает соблюдать заповеди, люди изобретают технологические решения этой проблемы. Например, у нас есть Шаббат: шесть дней в неделю вы серьезно работаете, после чего один день физически отдыхаете, чтобы «набрать заряд» на всю следующую неделю. Словно мобильный телефон — если заряд на нуле, нужно дать ему время зарядиться. Попытка правильно соблюдать Шаббат вызывает много вопросов: как не выйти на работу, если ты врач? Как не поливать растения? Еврейские мудрецы начали думать, как сделать так, чтобы все работало на автомате. Появилось много решений, позволяющих обойтись без человеческой силы. Например — капельный полив во всех теплицах Израиля. Еврейство очень современно. В нем нет фанатизма: в Торе написано, что все, что есть в этом мире, существует для получения добра. Наша задача — думать, как сделать современность лучше, как решить проблемы и преодолеть трудности.
Религия — это то, что человек может для себя выбрать. А если ты еврей — у тебя нет выбора, ты не поменяешь свою ДНК
У многих современных людей от избытка информации и бурной деятельности возникает путаница в голове. Они живут как в тумане и радуются ерунде, которая кажется им важной. Но люди не должны действовать на автомате, будто роботы. Мы должны обрабатывать информацию, глубоко задумываться о надежности источника, решать, принимать ли ее. В результате появляется светлое, фильтрованное понимание, какие стоят задачи и приоритеты и как правильно действовать в своей жизни. Это понимание приносит радость.
Заповеди Торы — это не ограничения, наоборот, в них — свобода. Такие правила есть в любых областях. Например, хирург не может делать операцию грязными руками: это ограничение или то, что поможет ему хорошо сделать свою работу? Все, что написано в Торе, помогает человеку. Если заповеди кажутся запретами, значит, мы не понимаем, для чего они нужны, и следует продолжать изучение. Это трудно, но без этого мы лишаем себя понимания великих ценностей.
Как сделать семью крепкой
Семейная жизнь — это целая наука. Если пара хочет иметь надежную жизнь и крепкую семью, они должны работать над этим — быть сильными и преодолевать испытания. Еврейство предлагает принципы, которые помогают этого достичь. Первое — нужно верить друг другу. Для этого и муж, и жена должны выстроить границы во внешней жизни. Например, у евреев не принято танцевать кем-то, кроме супруга. Нельзя ездить в командировку с коллегой другого пола. Если женщина одевается слишком ярко и привлекательно, как ее муж может быть уверен, что мужчины не будут проявлять к ней излишнего внимания? О том, как еврейская женщина должна ухаживать за своей красотой и гигиеной, давным-давно написано в Торе. Если такие границы не выставлены, пара рано или поздно столкнется с препятствиями. Я каждый день слышу о разводах, которые происходят от того, что в отношениях не было доверия. Мне очень больно. Но люди сами в этом виноваты: нужно относиться к семье с вниманием и ответственностью. Людям сложно понять, что семья — это важная сфера жизни, которая требует работы.
Второе — если у вас надежные отношения, рожайте больше детей. Для меня, как еврейской матери, дети находятся на первом месте. Если мама весь день сидит в телефоне, а ребенок принадлежит самому себе — это не считается временем, проведенным с семьей. Мама и папа должны качественно готовиться к общению — каждый день хотя бы 30 минут думать о своих детях: о том, что важно дать ребенку, о том, какие у него трудности и как их преодолеть. После этого общение с детьми становится осознанным.
Для меня быть мамой семерых детей — это подарок, который бог дал мне. Многие решают, каким должен вырасти их ребенок. Однако для этого важно заглянуть в душу ребенка, убедиться, что понимаешь его. Быть мамой — великая работа и ответственность. Бог доверил тебе детей, и самое важное — не испортить их.